• Обзоры Lada Xray


    Повышение стандартов работы производственной части Lada повлекло за собой повышение стандартов диагностики.
    С 2016 года производство АВТОВАЗа работает по мировым стандартам. Из-за этого все машины, которые производятся на заводах Lada, выходят более качественными. А недавно вышедшие Vesta и XRay сразу делались по новым стандартам. Поэтому представители Lada заявили, что отныне АВТОВАЗ работает с технологией  Bosch Automotive Service Solutions, которая используется на большинстве ведущих автомобильных заводах мира и на 500000 сервисных центов. Сервисные центры Lada уже внедрили эту технологию в процесс диагностики Vesta и XRay, сейчас занимаются Largus.
    Заключается такое решение в использовании специального тестера-сканера, который позволяет получать информацию об основных запчастях и параметрах работы машины. Также сканер дает инженерам возможность увидеть неисправности работы системы, записанные в памяти ЭСУ. Конфигурацию тестеров инженеры могут настраивать под себя и усовершенствовать эти приборы. Также новая система предполагает связь с оборудованием для диагностики благодаря отдельному каналу.
    Связь осуществляется по протоколу KWP2000 (стандарт ISO 14230), по которому работают контроллеры автомобилей. Инженер может видеть на экране тестера (или обычного компьютера) всю информацию о машине, основные параметры, а также об ее неисправности. Правда, проблемы чаще всего придется определять самостоятельно по полученным параметрам работы автомобиля. Хотя есть и готовый набор ошибок – каждая со своим уникальным кодом.     
    Вчера, 14 февраля 2016 года, нам удалось побывать на старте продаж городского компактного кроссовера Lada Xray в Нижнем Новгороде в дилерском центре Ока-Лада, расположенном по улице Коминтерна 43.
    В статье опишем наше общее впечатление от мероприятия без предвзятостей и преувеличения - как всё происходило на самом деле.
    Приехали к дилеру за 15 минут до старта (напомним, начало было назначено на 11 утра по московскому времени), и сразу же встретили небольшую кучку толпящихся у входа в выставочный зал. На улице на площадке автомобилей для тест-драйва были только Lada Vesta, Kalina, Largus, Xray обнаружить не удалось, оно и логично, старт продаж всё-таки
    Двери открыли на 4 минуты позже обещанного, в 11:04. После входа в выставочный зал каждому посетителю раздали по разноцветному бумажному браслетику, что сразу намекнуло нам о делении общей толпы на команды для каких-то соревнований..
    В середине зала стоял Xray накрытый чёрным пледом. Рядом располагалась Lada Vesta на белом "стенде". доступ к которой был полностью свободен и все полезли щупать салон авто:

    Лада Веста в Ока-Лада
    А вот и площадка презентации Лада Иксрей:

    Площадка презентации Лада Иксрей
    Прошло минут 10 и на сцену вышел ведущий. Поприветствовав всех пришедших, он огласил некоторые организационные моменты и пригласил на сцену артистов, задача которых балы ещё потомить ожидание собравшихся здесь гостей.

    Выступление на Lada Xday
    Надо отметить - ребята выступили хорошо, от души исполнив три популярные англоязычные песни.
    После выступления ведущий рассказал о возможностях и бонусах, которые подготовил дилер на это мероприятие - фуршет, инстабудка, с возможностью распечатать фото после публикации его в Инстаграм, шаржиста, способного за несколько минут нарисовать ваш ваш шарж-портрет и некоторые другие дополнения в виде стенда для фото и так далее.
    К слову молодёжи на презентации было не так много, поэтому к инстабудке особого интереса не наблюдалось. Однако приз в виде сертификата на прохождение квеста в реальности всё так был разыгран, получил его владелец, чьё фото в инстаграме набрало больше всего лайков.
    После розыгрыша квеста ведущий начал сортировать гостей по цвету выданных при входе браслетов для прохождения назначенных заданий. Мы в это время полезли в стоящие в нашем зале автомобили:

    Салон Lada Kalina Sport

    Салон Lada Granta Sport

    Салон Lada Vesta
    После получасового квеста с браслетами, ведущий пригласил всех гостей для просмотра танцевального выступления, которое было выполнено в духе фильма "Шаг вперёд", что было очень круто! Да, девчонки выложились на все 100, за что огромное спасибо дилеру Ока-Лада, что баловали нас таким выступлением 

    Танцевальное шоу на Lada Xday
    Под конец своего шоу, участницы окружили автомобиль и сняли чёрный плед:


     
    После танцевального шоу ведущий пригласил к микрофону генерального директора «Ока-Лада» - Евгения Суздальцева, который поздравил всех со стартом продаж и старшего менеджера по продажам, который ввёл в курс дела гостей о техническом оснащении Лада Иксрей, комплектациях и ценах.

    Lada Xray в день презентации

    Lada Xray в день презентации
    После этого гостям разрешили подойти и пощупать авто своими руками

    Под капотом Лада Иксрей
    Весь зал ринулся и окружил авто в считанные секунды, как говорится "кто успел, тот и сел"   Чтобы у вас было понимание того, как это выглядело (прошу прощения за смазанное фото):

    Гости окружили Lada Xray на презентации
    Гостям пообещали возможность провести тест-драйв Lada Xray, который состоялся после 13 часов и продлился до вечера. К сожалению на тест-драйв нам попасть не удалось. Кроме того, ранее мы уже сообщали, что Xray можно приобрести по программе утилизации.
    Давайте подведём итог Lada Xday
    Презентация нового городского кроссовера Lada Xray удалась, причём удалась на славу! Хорошая развлекательная программа, танцевальные и музыкальные коллективы, призы, подарки и фуршет создали уютную, можно сказать домашнюю атмосферу мероприятию под названием Lada Xday.
    АВТОВАЗ заметно меняется на глазах, что не может не радовать как настоящих, так и будущих клиентов компании..
    Для вас работала команда сайта www.ladaxray.ry. Спасибо за просмотр. Если Вы стали владельцем автомобиля Lada Xray, просьба написать нам отзыв об автомобиле для публикации на сайте. Возможны денежные вознаграждения!
    Д. Денисов, который является руководителем проекта «Lada Академия», то есть главным дилером автомобилей Lada по всей России, рассказал журналистам о том, как работает подконтрольный ему отдел.
    По мнению Д. Денисова произвести автомобиль – это только полдела, ведь еще нужно его правильно преподнести и, в конце концов, продать. Поэтому в «Lada Академии» все дилеры проходят практические занятия, на которых сами испытывают последние продукты крупнейшего автоконцерна в России. Так перед выходом Lada XRay каждый дилер испытал новый автомобиль на полигоне, затем в городе. Каждый день обучение проходило по 50 человек. Д. Денисов пояснил, что лучше всего, чтобы дилеры сами попробовали машину, а не видели ее только на картинке. Благодаря такому подходу каждый представитель Lada может лучше рассказать о продукции, которую он предлагает.
    Вообще, «Lada Академия» была создана более трех лет назад, а ее целью было обучать дилеров по стандартам самого автоконцерна. В прошлом году было создано самостоятельное подразделение. Сделано это было для обучения и контроля работы дилеров. Раньше с этими сотрудниками проводились небольшие тренинги, а сейчас идет полноценное обучение согласно европейскому образцу.
    В  «Lada Академии» преподают не только основную информацию о продуктах компании, а и навыки общения с людьми. По словам Денисова сейчас все, кто проходит и уже прошел обучение, относятся к нему положительно. И это при том, что каждый дилер платит за обучение из своего кошелька. Сейчас группы переполнены и с каждым днем приходит все больше заявок. Об эффективности «Lada Академии» пока что говорить рано, но по продажам новой Lada XRay уже станет видной целесообразность существования такого центра.  





    Создана команда, которая занимается поиском и устранением нефункциональных шумов в LadaVesta.
    В АВТОВАЗе была создана специальная команда, которая ищет посторонние шумы в новой Lada Vesta, причем поиск идет с самых ранних стадий производства автомобиля. В эту команду вошли разноплановые специалисты из других инжиниринговых подразделений. Они проверяют все без исключения детали и узлы Lada Vesta на предмет неприродных звуков при их работе.
    Руководителем проекта является Л. Приймачук, которая рассказала журналистам о том, что для поиска шумов была разработана целая методика, которая предусматривает испытание машины в динамике, то есть во время езды, и в статическом положении. При этом специалисты располагаются внутри и снаружи Lada Vesta, они проверяют каждый механизм, закрывают и открывают двери и багажник, а также панель приборов. Во время динамическое оценки специалисты ездят по дорогам с разным покрытием.
    После проверки инженеры сообщают свои выводы представителям конструкторского центра, а те уже ищут решение и внедряют его в производство. На данный момент эта команда уже проверила более 30 машин Lada на разных этапах производства. 
    Источник: Lada SocialTeam
    Сегодня было официально сообщено, что в планы службы инжиниринга самого большого автоконцерна России, АВТОВАЗа, входит полная модернизация автомобиля LADA 4x4.
    LADA 4x4 давно стала самой популярной российской машиной за границей и главной причиной такой популярности является то, что ей не страшны даже самые неприятные погодные условия. Поэтому служба инжиниринга АВТОВАЗа решила провести проект по всецелой модернизации LADA 4x4. Так все модели, которые выйдут с завода в 2016 году, будут иметь совершенно новые решетки на радиаторах и АБС. Кроме того, отныне на тормозах LADA 4x4 будет антиблокировочная система. Этот шаг, в частности, был обусловлен российским регламентом безопасности для транспорта. Также важным нововведением является полное изменение сварки переда LADA 4x4.
    Ю. Нутрихин, директор проекта мелкого серийного производства АВТОВАЗ, рассказал также, что в новой LADA 4x4 будет полностью изменен процесс подачи сигналов на спидометр. Также в моделях 2016 года будет неразъемный привод сцепления и ступенчатое включение вентилятора в системе охлаждения мотора. Еще одно важное нововведение будет касаться багажника, который отныне будет выходить с подсветкой. На LADA 4x4 российский привод сцепления теперь заменен на французский, а трубопроводы в нем теперь будут иметь такие соединения, которые позволят свести к минимуму риск протечек.
    Также будет выходить новая LADA 4x4 с кондиционером, в которой будет еще одна приятная опция в виде подогрева сидений. А в экспортных моделях будут литые диски. Что касается дизайна, то кроме привычных металлизированных цветов теперь этот автомобиль будет окрашен еще и в пастельные цвета. В будущем планируется расширить выбор цветов LADA 4x4. Также компания планирует изменить шасси, подвески и внешний вид машины.
    Источник: Lada Social Team
    Новинка от компании Lada под названием Xray, которая выйдет на рынок в середине февраля, будет иметь двигатель на 1,6-1,8 литра и 106-122 л.с. в зависимости от комплектации. Всего в новой машине будет использоваться три модели моторов: H4M, Lada 21129 и Lada 21179.
    Двигатель #1 - 21129 (JR5) / 106 л.с.
    Сейчас уже официально известно, что будет под капотом новинки от самого крупного автоконцерна в России, АВТОВАЗа. Всего ожидается выход четырех комплектаций Lada Xray: Optima, Комфорт, TOP, Prestige. В стандартной модели Optima будет всего лишь один вариант двигателя – Lada 21129 (JR5). Его главное отличие состоит в объеме – 1,6 литра. Кроме того, он отличается 106 л.с. и наличием механической коробки передач. Сам двигатель был разработан на заводах автоконцерна Lada, но коробка передач была взята от Альянса. Также стоит сказать, что этот чугунный агрегат имеет по 4 клапана на каждый цилиндр, а их всего, кстати, 4. Такой машине потребуется 7,5 литров на каждые 100 км, а разгон от 0 до 100 км происходит за 11,9 с. Максимальный крутящий момент равен 148 Нм, достигаемый при 4200 оборотах коленвала. Стоимость стандартной модели со всеми этими характеристиками будет составлять 589 000 рублей.

    Двигатель #2 - 21179 / 122 л.с.
    Второй двигатель, Lada 21179 будет у моделей «Комфорт», TOP и Prestige. Стоит отметить, что этот двигатель является целиком российской разработкой, от Lada. Объем его 1,8 литров. Имеет 122 л.с. Это самый скоростной двигатель из всех троих, он способен разогнать машину до 183 км (для сравнения, вышеописанный JR5 способен разогнать только до 170 км). Время разгона до 100 км/ч составляет 10,9 с. Расход топлива – 7,1 литра на каждые 100 км. Также отличие от других двигателей состоит в  роботизированной коробке передач.  Что касается стоимости, то Lada Xray Комфорт с двигателем Lada 21179 будет стоить порядка 653 000 рублей, Lada Xray TOP можно будет купить за 693 000 рублей, а Lada Xray Prestige – 723 000 рублей.

    Двигатель #3 - HR16DE-H4M / 110 л.с.
    Наконец, третий вариант двигателя, H4M является разработкой Альянса, в России он только собирается. Объем в данном случае составляет 1,6 литра, а мощность – 110 л.с. Выполнен он из алюминия, имеет 4 цилиндра, в каждом по 4 клапана. Максимальная скорость, до которой этот мотор разгоняет автомобиль, составляет 171 км/ч. Время разгона до 100 км – 10,3 с и это лидер среди всех трех моделей двигателей для Lada Xray. Расход топлива – 6,9 литров на каждые 100 км и это тоже лучший показатель среди всех. Цена Lada Xray Комфорт с таким двигателем составляет 628 000 рублей, Lada Xray TOP – 668 000 рублей, а модель Prestige будет стоить 698 000 рублей.


    А. Солдатов: «Центр удовлетворенности потребителей может решить абсолютно все проблемы клиентов»
    Руководитель Центра удовлетворенности потребителей АВТОВАЗа, А. Солдатов в своем интервью журналистам рассказал о том, как работает подчиненное ему структурное подразделение самого крупного автоконцерна России.
    А. Солдатов заметил, что за те два года, что существует Центр удовлетворенности потребителей (а он был создан в 2014 году), спектр вопросов, которые решает это структурное подразделение АВТОВАЗа расширился настолько, что сегодня специалисты ЦУП могут решить абсолютно все вопросы, связанные с машинами марки «Лада». В частности, человеку могут помочь с выбором автомобиля, устранить технические неполадки, найти модель в ближайшем дилерском центре и многое другое. В ближайшее время в Центр планируется привлечь специалистов по работе со складами, которые могли быть дать клиенту информацию о том, есть ли у ближайшего к нему дилера та или иная деталь.
    Данное подразделение было создано по той причине, что до марта 2014 года, когда и был открыт ЦУП, решалась лишь часть вопросов в рамках гарантийного обслуживания. По словам Солдатова создание такого проекта было крайне необходимо.
    Также руководитель Центра рассказал о том, как устроено данное подразделение. Так в нем есть call-центр, всегда доступный по номеру 8-800-200-52-32. Существует специальная схема, по которой работает этот отдел ЦУП, состоит она в следующем: Go&See, то есть быстрое реагирование, потом анализ вопроса, принятие мер по защите потребителя, формирование шагов по решению проблемы и внедрение решения в производство. Таким образом любой человек реально может влиять на работу всего автоконцерна! Средний срок принятия решения по любой проблеме на данный момент составляет 12 часов. По статистике в день поступает до 300 обращений, все из которых рано или поздно обрабатываются. Самые сложные вопросы решаются в течение 10-15 дней, а на остальные уходит максимум 2 дня.
    Для последних моделей от Lada, Vesta и Xray, создана форма онлайн-заявки, где тоже можно задать вопрос, оставить пожелание или просто написать свое мнение об этих автомобилях. В большинстве случаев обработка заявки происходил в удаленном режиме, но если таким образом решить проблему не представляется возможным, специалист выезжает на место.
    Кроме того, в ЦУП есть команда, созданная для работы над новыми проектами. Фактически, это люди, которые собирают мнения клиентов и вообще всю информацию, которую только смогут найти, касающуюся еще не представленных проектов. Это могут быть различные звонки, письма, обращения, даже комментарии в интернете, в общем, все то, что отражает мысли самих клиентов. Именно эта команда работала над вышеупомянутыми последними новинками от Lada – Vesta и Xray.
    Еще А. Солдатов рассказал о таком немаловажном направлении работы ЦУП, как отдел аналитики. Специалисты данного отдела проводят анализ тех деталей, которые поступают на заводы по гарантийному обслуживанию. Они смотрят, какие ошибки были допущены еще на этапе производства, и, соответственно, решают, что следует исправить в дальнейшем. Основным направлением работы отдела аналитики является трансмиссия, двигатели, резина и все, что связано с электрическим обеспечением.
    Кроме всего этого, директор ЦУП, А. Солдатов, также уточнил, что на данный момент подконтрольное ему подразделение является уникальным в России. По его мнению, сейчас все компании должны ориентироваться на клиента, а АВТОВАЗ подает в этом пример.
    Источник: www.ladaxray.ru
    Сообщается, что уже сейчас идут испытания совершенно новой модели электромобиля от Lada под названием Vesta EV. Уже в скором времени будет сообщена и дата выхода новинки на рынок.
    Совсем недавно в интернет просочились первые новости о разработках Lada Vesta EV. Сейчас же точно известно, что это уже не концепт, а полностью функциональная машина. Более того, на данный момент инженеры Lada проводят полноценные испытания этой машины. На сегодняшний день уже известны некоторые конструктивные особенности Vesta EV.
    К главным особенностям машины специалисты относят аккумуляторы, которые можно будет заряжать при помощи станции быстрой зарядки и от обычной электрической сети. Основой для новой Vesta стал серийный автомобиль. Такой подход, по словам представителей Lada, делает обслуживание машины проще и дешевле. Также особенностью электромобиля стало то, что он практически не расходует масло, в редукторе оно меняется всего лишь один раз за все время работы машины. Судя по проведенным испытаниям, цена каждого километра пробега в электромобиле намного дешевле, чем тот же показатель Vesta на бензине. 
    Кроме того, представители компании заявляют, что управление электромобилем такое же простое, как у автомобиля с автоматической трансмиссией. Сам же процесс управления происходит при помощи руля, двух педалей и рычага выбора направления. Огромным преимуществом Lada Vesta EV является отсутствие шума, что достигается за счет отсутствия шумящего двигателя. Новая машина способна моментально развить максимальный крутящий момент, что добавляет ему динамичности. 
    Фото в хорошем качестве:
     
    Интервью с вице-президентом по инжинирингу Харальдом Грюбелем
    Трудно спорить с тем, что LADA в последнее время не перестаёт удивлять. В самом хорошем смысле этого слова. LADA Vesta – прямое тому доказательство. Уникальный проект, реализованный в рекордно короткие сроки, стал даже не шагом, а гигантским скачком вперед. Без оглядок и скидок на истинно российское происхождение. Это достижение, вне всякого сомнения, принадлежит всему коллективу автозавода, но большую долю славы всё-таки получает инжиниринг. Именно в этом подразделении происходила самая сложная часть работы: для того, чтобы автомобиль построить, его надо сначала придумать. Впрочем, здесь на достигнутом не останавливаются: темп взят серьезный, и будущие разработки должны становиться только лучше. Есть ли силы и ресурсы для этого? «Конечно, есть» – утверждает вице-президент по инжинирингу Харальд Грюбель. Интересные ответы на неожиданные вопросы читайте в нашем интервью. 
      
    – Господин Грюбель, как бы вы сформулировали, что такое инжиниринг? И что в этом процессе доставляет вам наибольшее удовольствие? 
    – Инжиниринг – это процесс превращения технологии в ценность для потребителя.  Самое увлекательное для меня во всей этой истории – момент, когда конечный продукт доходит до покупателя. Всё ведь начинается с идеи, но иметь хорошую идею – это одно, воплощать в жизнь и смотреть на конечный результат – другое. Именно это мне и нравится больше всего. Я имею в виду конечный результат и реакцию потребителя. 
      
     –  Каковы, на ваш взгляд, главные направления развития современного инжиниринга? 
    – Я думаю, что основные инновации, которых реально ждет российский рынок, касаются более свободных режимов вождения, автоматических режимов, и, конечно, безопасности.  Также для России важно развитие технологий, с помощью которых автомобиль может быть интегрирован в сеть Интернет, может подключаться к сетям. Это позволит совместить  удовольствие от вождения и возможность использовать информационные технологии. С моей точки зрения, в ближайшее время – это будет самым большим трендом. 
      
    – LADA уже каким-то образом вовлечена в эти процессы? 
    –LADA производит  автомобили в ценовой нише от 350 до 700 тысяч рублей, и наша целевая аудитория очень заинтересована в новых технологиях.  В первую очередь, конечно,  мы должны довести ходовые характеристики нашего автомобиля до нужного уровня и уже активно этим занимаемся, но инновации, о которых  я говорил, будут следующим шагом. И вот почему:  можно просто передвигаться на автомобиле, а можно ещё и получать от этого удовольствие. Мы стремимся сделать новые продукты LADA именно такими. 
      
    – LADA Vesta и LADA XRAY. Как проходила работа над проектами? Какие особенности этих моделей вы бы отметили? 
    – Вне всякого сомнения, оба этих автомобиля являются важным шагом для LADA. Я имею в виду многие аспекты, в том числе и инжиниринг. 
    Если говорить о Vesta, безусловно, важным будет тот факт, что это абсолютно новая платформа – впервые за 15 лет.  Важно также, что процесс разработки проходил совершенно по-новому: всё прошло согласно мировым стандартам, позволив проделать работу в максимально сжатые сроки и при этом оптимизировав все затраты. Всё это плюс учёт пожеланий потребителей  позволило нам вывести LADA Vesta на абсолютно новый уровень управляемости. 
    С самого начала мы думали, как правильно позиционировать эту машину, как противопоставить её конкурентам? В результате получилась самая просторная машина в классе. Мы думали о безопасности, и на каждой машине есть система ESP. Это стало возможно как раз потому, что мы следовали стандартам. 
    LADA XRAY тоже стал важным шагом для АВТОВАЗа. Эта машина была разработана в партнёрстве с Renault-Nissan. Наши инженеры работали со специалистами из Франции и Румынии. Важно понимать, что технологии альянса удалось совместить с нашими знаниями, в том числе и аналитическими выводами о российском автомобильном рынке. Именно это и позволило создать XRAY. 
    Мы получили два очень конкурентоспособных продукта, которые стали таковыми благодаря нашей работе по мировым стандартам. 
      
    – Планируется ли разработка уникальных узлов и агрегатов, принципиально новых технических решений для последующих моделей LADA? 
    – Как минимум один уникальный узел у нас уже есть, я говорю об АМТ. Не так много производителей сможет предложить вам такую коробку передач: по характеристикам она близка к автоматической, а по цене – к механической. Мы сконцентрируемся именно на таких разработках, ведь именно они помогают получить преимущество над конкурентами. Кроме того, для нас как для производителя автомобилей средней ценовой категории предложить то, что есть у других, но по более разумной цене – это тоже инновация. Которая, конечно же, не означает, что мы не будем работать над технологиями. 
    Возвращаясь  к тому, о чем мы говорили раньше, обратим особое внимание на внедрение интернет-технологий. Также мы уже работаем над технологиями, которые позволят существенно экономить топливо. 
    Стоит отметить, что мы хотим внедрять инновации за разумные деньги. Это можно назвать своеобразной философией. Интересные проекты у АВТОВАЗа уже есть, мы планируем удивить потребителей уже в следующем году. 
      
    – Внедрение инноваций или действия с точки зрения экономии? Какой вариант более приемлем для современного автопредприятия? 
     – Я уверен в том, что здесь нельзя проводить границу: оба процесса должны идти параллельно. Если думать только об экономии, ничего хорошего не выйдет. Потребитель ведь тоже делится на несколько категорий: одним необходима доступность, другие заинтересованы в инновациях за разумные деньги. Третьи вообще не смотрят на цену – им важно то, что машина может им предложить. 
    Людям нравятся технологии и дизайн. Я скажу так: в этом процессе не всё сводится к экономическим решениям, но экономия – это определённо не то, о чём стоит забывать. 


     – Инженеры LADA. Как вы можете их охарактеризовать? 
     –  Я уже два года работаю на АВТОВАЗе. Я хочу сказать, что никогда не видел людей, которые настолько мотивированы на достижение цели, если цель поставлена. Если не существует каких-то физических ограничений, наша команда может достигнуть чего угодно. 
      
    – Вы когда-нибудь видели подобное? 
     – Да. Если посмотреть на компанию Skoda 20 лет назад, там была такая же ситуация. Но, нам не хотелось бы их копировать, мы хотим стать гораздо лучше 
      
    – Как вы считаете, возможна ли скорая техническая революция в автомобильной промышленности? 
    – Мы, инженеры, постоянно задаём себе этот вопрос: что же будет следующим шагом? И я могу ответить на него так. Следующий прорыв будет не в области топливных элементов. Он произойдет в области беспилотного передвижения автомобилей. Это не случится завтра, но вы уже можете заметить, что мир IT к этому готов, как и мир автомобильной индустрии. Вопрос в том, готовы ли к этому потребители. Это как с электромобилями. Человек может сказать, что ему нравятся электромобили, но готов ли он пользоваться ими каждый день? 

    С другой стороны, я уверен: сейчас всё происходит гораздо быстрее, чем раньше. В наши дни молодое поколение свободно обращается с любой компьютерной техникой любой сложности, с автомобилями произойдет то же самое. Но люди, которые 40 лет водили машину самостоятельно, контролировали все процессы, так просто от этого не откажутся. Поэтому всё будет зависеть от потребителя. 
    Источник: vk.com/lada