• Загоните автомобиль на двухстоечный электрогидравлический подъёмник, типа П-3,2Г. Поднимите ручку стояночного тормоза и отключите зажигание. 
    Демонтируйте заднее колесо. 
    Приподнимите автомобиль таким образом, чтобы обеспечить себе лёгкий доступ к датчику.
    Взяв трещотку, удлинитель и насадку Torx Т30, выкрутите винт, показанный на рисунке 16-4 под цифрой 1. Снимите датчик.

    Рисунок 16-4 – Снятие датчика скорости вращения заднего колеса:
    1 – винт крепления датчика скорости; 2 – датчик скорости вращения заднего колеса; 3 – щит заднего тормоза. С помощью отвёртки выньте провод, идущий от датчика, из всех креплений и скоб на корпусе автомобиля. См. рисунок 16-5.

    Рисунок 16-5 – Отсоединение жгута проводов датчика скорости вращения заднего колеса:
    1 – жгут проводов датчика скорости заднего колеса; 2 – кронштейн крепления жгута проводов датчика скорости на рычаге задней подвески; 3 – кронштейн крепления жгута проводов датчика скорости на кузове; 4 – скоба крепления жгута проводов датчика скорости на кузове; 5 – заглушка. Выньте заглушку (обозначена цифрой 5) из арки колеса. 
    Зайдя в салон автомобиля, снимите с арки заднего колеса скрывающую её облицовку.
    Как показано на рисунке 16-6, выньте колодку с проводами от датчика из разъёма под номером 2. Освободите провод из крепления на корпусе. Снимите датчик.

    Рисунок 16-6 – Отсоединение жгута проводов датчика скорости от жгута проводов заднего (вид сверху):
    1 – разъем жгут проводов датчика скорости; 2 – разъем жгута проводов заднего; 3 – арка заднего колеса. Установка датчика скорости вращения заднего колеса
    Просуньте провод от датчика в арку заднего колеса. Подключите его к разъёму, показанному на рисунке 16-6 под номером 2. Закрепите провод в фиксаторе.
    С помощью отвёртки вставьте в отверстие на арке колеса заглушку от провода (см. рисунок 16-5).
    Поставьте на место облицовку арки колеса. 
    Вставьте датчик в тормозной щит, как показано на рисунке 16-4. При помощи трещотки, удлинителя, насадки Torx Т30 и моментного ключа, закрутите винт, обозначенный цифрой 1. Рекомендуемый момент затяжки этого винта – 6-7 Нм (0,6-0,7 кгс.м). 
    Прикрепите провод от датчика ко всем скобам и элементам крепления на кузове автомобиля. Подробнее крепление можно рассмотреть на рисунке 16-5.
    Поставьте на место заднее колесо.  
    Поставьте автомобиль на двухстоечный электрогидравлический подъёмник, типа П-3,2Г. Поднимите рукоятку ручного тормоза и отключите зажигание. 
    Приподнимите автомобиль на подходящую для вас высоту. 
    Затем возьмите трещотку, удлинитель и насадку Torx Т30. Выкрутите винт, показанный на рисунке 16-2 под номером 1. Выньте датчик из поворотного кулака. На этом рисунке он отмечен цифрой 2. 

    Рисунок 16-2 – Снятие датчика скорости вращения переднего колеса:
    1 – винт крепления датчика скорости; 2 – датчик скорости вращения перед-него колеса; 3 – поворотный кулак. Сверяясь с рисунком 16-3, выньте провода, идущие от датчика, из всех элементов крепления.

    Рисунок 16-3 – Отсоединение жгута проводов датчика скорости вращения переднего колеса:
    1 – жгут проводов датчика скорости вращения переднего колеса; 2 – стойка передней подвески; 3 – кронштейн крепления жгута проводов датчика скорости на стойке передней подвески 4 – кронштейн крепления жгута проводов датчика скорости на брызговике моторного отсека. Снимите колодку с проводами от датчика скорости. Снимите датчик.   
    Установка датчика скорости вращения переднего колеса  
    Подключите колодку с проводами датчика к переднему жгуту и креплению на корпусе автомобиля. 
    Поставить датчик на место. Как это должно выглядеть, видно на рисунке 16-2. С помощью трещотки, удлинителя, насадки Torx Т30 и моментного ключа прикрутите датчик винтом. Правильный момент его затяжки – 6-7 Нм (0,6-0,7 кгс.м). 
    Закрепите провода, идущие от датчика, во всех пазах на стойке и на брызговике.
    Поставьте автомобиль на электрогидравлический двухстоечный подъемник, типа П-3,2Г, задействуйте ручной тормоз и отключите зажигание. Далее вам нужно взять ключ на 10, поднять капот и снять провод «массы» с минусового вывода аккумулятора. 
    Снимите штекер, показанный на рисунке 16-1 под номером 1, с гидроагрегата АБС (под номером 7).

    Рисунок 16-1 – Снятие гидроагрегата АБС:
    1 – штекерная колодка жгута проводов переднего; 2 – фиксатор крепления жгута прово-дов переднего на кронштейне гидро-агрегата; 3 – гайка крепления кронштейна гид-роагрегата; 4 – кронштейн крепления гидроагре-гата; 5 – гайка крепления гидроагрегата на кронштейне; 6 – тормозная трубка; 7 – гидроагрегат АБС. Как вы видите на рисунке 16-1, к гидроагрегату подсоединены 5 трубок. Они идут от тормозов. Чтобы их снять, вам потребуется специальный ключ, производства фирмы «Stahlwille», он имеет обозначение 41 08 11 13. Также потребуются заглушки. Отсоедините все трубки от агрегата и заткните отверстия в агрегате и в рубках заглушками.
    Плоскогубцами отцепите крепление, показанное на рисунке 16-1 под номером 2 от кронштейна. 
    С помощью отвёртки выньте трубки, которые вы отсоединили от агрегата, из элементов крепления на кузове автомобиля. 
    Теперь возьмите трещотку с головкой на 13. Открутите все 3 гайки, которыми крепится кронштейн (на рисунке 16-1 – под номером 4). Снимите кронштейн вместе с гидроагрегатом АБС.
    Осталось отделить гидроагрегат от кронштейна. Поставьте на трещотку головку на 10, и открутите 3 гайки. Снимите кронштейн.
    Установка гидроагрегата АБС
    При установке нового гидроагрегата нужно обязательно провести программирование ЭБУ антиблокировочной системы тормозов. 
    Прикрутите к гидроагрегату кронштейн. Гайки прикручивайте трещоткой, головкой на 10 и моментным ключом. Соблюдайте правильный момент затяжки – 7-9 Нм (0,7-0,9 кгс.м). 
    Полученную конструкцию прикрутите на положенное место в автомобиле тремя гайками. На рисунке 16-1 эти гайки обозначены цифрой 3. Производится эта операция трещоткой, головкой на 13 и моментным ключом. Правильная затяжка – 18-24 Нм (1,8-2,4 кгс.м). 
    В разъём гидроагрегата вставьте штекер. 
    На кронштейн прицепите крепление для проводов, на рисунке 16-1 оно обозначено цифрой 2.
    Все трубки зафиксировать в элементах крепления, расположенных на корпусе. 
    Теперь выньте из трубок заглушки. Также выньте заглушки из отверстий гидроагрегата АБС. С помощью спецключа фирмы «Stahlwille», вставки на 13 и моментного ключа фирмы «Stahlwille», прикрутите штуцера трубок к агрегату. Рекомендуемый момент затяжки – 14-20 Нм (1,4-2,0 кгс.м).
    Подключите минусовой провод к аккумулятору. 
    Прокачайте тормоза. 
    Проверьте их работу.
    Тормозные шланги очень важны для обеспечения безопасности при езде. Поэтому советуем вам всегда проверять их состояние. Не должно быть никаких повреждений и потёртостей. Шланги нельзя перекручивать, позволять им тереться о какую-либо поверхность или деталь.
    Загоните автомобиль на двухстоечный электрогидравлический подъёмник типа П-3,2Г. Поднимите рукоятку стояночного тормоза, отключите зажигание. 
    Если снимается шланг, подсоединённый к переднему тормозу, вам нужно предварительно демонтировать это колесо.
    Приподнимите автомобиль подъёмником. 
    Передний шланг снимается при помощи следующих инструментов: ключ на 14, спецключ фирмы «Stahlwille», тип 41 08 11 13, набор заглушек. С переднего шланга снимите штуцер трубки, в свою очередь, со штуцера снимите скобу. Теперь вы можете вынуть штуцер из его креплений, а потом выкрутить сам шланг из суппорта тормозов. Все открывшиеся отверстия немедленно заткните заглушками.
    Точно так же снимается и задний тормозной шланг. После того, как вы его снимете, не забудьте установить на все открытые отверстия заглушки.  
    Установка гибких тормозных шлангов
    Все операции по установке шлангов проводятся аналогично операции снятия. Естественно, в обратном порядке. Необходимые при этом инструменты: ключ на 12, специальный ключ фирмы «Stahlwille», типа 41 08 11 13, а также моментный ключ, со вставками на 13 и на 14, для контроля за правильным усилием затяжки штуцеров. Эти усилия равняются 14-20 Нм (1,4…2,0 кгс.м). 
    После установки шлангов прокачайте систему тормозов.
    Поставьте на место переднее колесо. 
    Проведите проверку работоспособности тормозов.  
    Главное, что вам нужно запомнить, относительно тормозных трубок, заключается в следующем. Они не должны ничего касаться, кроме элементов их крепления и шумоизоляции. При обнаружении на трубках любых повреждений, загибов, деформации, немедленно их замените. Это слишком важные для безопасности детали, чтобы закрывать глаза на их состояние.
    Трудно сказать, понадобится ли вам двухстоечный подъёмник П-3,2Г. Это зависит от того, где именно находится конкретная трубка, которую нужно снять. Допустим, подъёмник нужен. Поставьте на него автомобиль, поднимите рычаг ручника и отключите зажигание. 
    При поднимите автомобиль так, чтобы вам удобно было добраться до трубок. 
    Если снимается трубка, идущая к тормозу переднего колеса, снимите это колесо. 
    Если снимается одна из трубок, которые проходят над бензобаком, его нужно снять. 
    Возьмите ключ на 14, а также специальный ключ для снятия трубок, типа 41 08 11 13, производства фирмы «Stahlwille». При помощи этих инструментов отделите нужную трубку от присоединённых к ней узлов и деталей, например, это может быть главный цилиндр, гибкий шланг, цилиндр заднего тормоза и так далее. Открывшиеся при этом отверстия заткните заглушками.
    При помощи отвёртки выньте трубку из скоб, которыми она крепится к корпусу автомобиля. 
    Если трубки скрыты под защитными экранами, естественно, эти экраны вам придётся тоже снять. Это делается простой отвёрткой.  
    Установка тормозных трубопроводов
    Если трубка соединяется с гибким шлангом, убедитесь, что шланг не перекручен.
    Инструменты вам потребуются те же, что и при снятии, а именно, ключ на 14, спецключ фирмы «Stahlwille», тип 41 08 11 13. Плюс моментный ключ со вставками на 13 и 14. Вставьте на место трубки и закрепите их.
    Затяжка всех штуцеров одинакова, и составляет 14-20 Нм (1,4-2,0 кгс.м).
    Если при снятии трубки были сняты дополнительные узлы и детали, например, бензобак, колесо или защитный экран, верните всё это на место.
    Прокачайте тормоза.
    Протестируйте работу тормозов.
    Для выполнения этой операции вам потребуется подъёмник. Двухстоечный подъёмник типа П-3,2Г. Заведя на него свой автомобиль, поднимите ручник и отключите зажигание. 
    Далее, с тоннеля в салоне снимите облицовку. 
    Теперь до конца опустите ручник. 
    На рисунке 12-1 вы можете увидеть гайку для регулировки натяжения троса, она показана под номером 2. Возьмите ключ на 10 и немного ослабьте эту гайку. Затем отцепите оба тросика от уравнителя, на рисунке 13-1 он показан под номером 3. 
    Эти тросы, точнее, их наконечники, вам нужно вытащить плоскогубцами или отвёрткой из тех отверстий, в которые они уходят, под днище автомобиля. Посмотрите рисунок 13-1.

    Рисунок 13-1 – Отсоединение тросов привода от рычага ручного привода тормоза:
    1 – наконечник облицовки троса; 2 – трос ручного привода тормоза; 3 – уравнитель троса. После этого снимите задние колёса. 
    Приготовьте вороток, удлинитель и головку на 24. Вы должны снять экран, показанный на рисунке 13-2 под номером 2. Для этого открутите 3 гайки, обозначенные цифрой 1. Защита тогда легко снимется.

    Рисунок 13-2 – Отсоединение тросов от кузова:
    1 – гайки крепления защитного экрана пола кузова; 2 – экран защитный пола кузова; 3 – оболочки тросов; 4 – скобы крепления оболочек тросов. Трубки, в которых скрыты тросы, выньте с помощью отвёртки из скобок, показанных на рисунке 1-2 под цифрой 4.
    Как демонтируются задние тормозные колодки, мы рассказывали в одной из предыдущих статей. Снимите колодки. 
    При помощи плоскогубцев и отвёртки отцепите тросики от рычажков на колодках и выньте концы тросов из щитков. Всё это ясно видно на рисунке 13-3.

    Рисунок 13-3 – Отсоединение тросов от тормозного щита:
    1 – трос; 2 – наконечник троса; 3 – тормозной щит. Выньте тросики из всех креплений и отверстий на задней подвеске.   
    Установка троса ручного тормоза
    Вставьте тросики в соответствующие отверстия задней подвески. 
    На трубках, в которых проходят тросы, имеются наконечники. Их вам нужно вставить в отверстия на щитках тормозов. Используйте для этого плоскогубцы и отвёртку. Прицепите концы тросиков колодкам.
    С другой стороны трубок тоже есть наконечники. Их нужно вставить в отверстия туннеля в днище автомобиля. Зафиксируйте тросы в скобах на днище.
    Поставьте на место задние тормозные колодки.
    Выполните установку задних колёс. 
    Теперь присоедините концы тросиков к уравнителю. 
    Как правильно выполнить регулировку стояночного тормоза, описано в предыдущих статьях. Проведите регулировку ручного тормоза. 
    Прикрепите к туннелю облицовку. 
    Проведите проверку работоспособности тормозной системы. 
    Поднимите рычаг стояночного тормоза и отключите зажигание. 
    Демонтируйте панели облицовки торпеды. 
    Вытащите из разъёма колодку с проводами, идущими к выключателю сигнала тормоза. 
    Гаечным ключом немного открутить гайку, показанную на рисунке 13-1 под номером 2. Это позволит вам снять два тросика с уравнителя. Это станет вам понятнее, если вы посмотрите на рисунок 12-2.

    Рисунок 12-1 – Отсоединение тросов рычага ручного привода тормоза:
    1 – рычаг ручного привода тормоза; 2 – регулировочная гайка троса уравнителя; 3 – трос уравнителя рычага ручного привода тормоза.
    Рисунок 12-2 – Снятие рычага ручного привода тормоза:
    1 – торсы ручного привода тормоза; 2 – уравнитель тросов; 3 – гайки крепления рычага ручного привода тормоза. Осталось выкрутить 3 гайки, использовав вороток, удлинитель и головку на 13, демонтировать рычаг.   
    Установка рычага стояночного тормоза
    Вставьте рычаг на шпильки. С помощью воротка, удлинителя, головки на 13 и моментного ключа закрутите на шпильки гайки. Момент, рекомендуемый для затяжки, составляет 18-24 Нм (1,8-2,4 кгс.м). 
    Вставьте тросики в уравнитель. 
    Гайку, которая находится на уравнителе, нужно закрутить ключом на 10 так, чтобы расстояние от верха гайки до верха резьбы было равно 16 ± 0,3 мм. Вам потребуется штангенциркуль. 
    Колодку с проводами вставьте в разъём. 
    Поставьте на место облицовку. 
    Как правильно отрегулировать ручной тормоз 
    Загнав автомобиль на электрогидравлический подъёмник, и отключите зажигание. 
    5-6 раз поднимите и опустите рычаг ручного тормоза. Это приведёт весь механизм в рабочее положение. 
    С помощью подъёмника немного приподнимите автомобиль. Колёса не должны касаться земли. Рукой попробуйте провернуть задние колёса. Они должны свободно крутиться. Если это не так, то вам нужно обратить своё внимание на следующие вероятные источники неполадок:
    Тросики ручного тормоза. Тормозные цилиндры. Механизм авторегулировки колодок.  Взяв ключ на 10, немного раскрутить гайку, показанную на рисунке 12-1 под номером 2.   
    Рукояткой переключите ручной тормоз на вторую выемку зубчатого колеса. 
    Теперь вам нужно начать затягивать гайку регулировки, до того момента, когда задние колёса невозможно будет прокрутить рукой.
    Опять полностью поднимите и опустите рычаг ручного тормоза, несколько раз. Ещё раз проверьте, свободно ли крутятся задние колёса. Если колёса не крутятся, немного открутите гайку регулировки. Колёса должны легко вращаться рукой.
    Протестируйте работу тормозов. 
    Для осуществления этой непростой операции вам будет нужен двухстоечный подъёмник типа П-3,2Г. На него надо поставить автомобиль, поднять ручной тормоз и отключить зажигание. 
    Далее снимите заднее колесо. 
    Теперь опустите ручник. 
    Пользуясь предыдущими инструкциями, снимите тормозной барабан. 
    Для того, чтобы раздвинуть колодки тормоза, нужно с помощью специальных клещей вынуть верхнюю пружину. 
    Разведя в стороны колодки, возьмите специальный ключ для трубок тормозной системы, на 13. Открутите штуцер, показанный на рисунке 11-1 под номером 4. Выньте трубку из цилиндра, заткнув оба открывшихся отверстия заглушками.

    Рисунок 11-1 – Снятие колесного цилиндра заднего тормоза:
    1 – щит заднего тормоза; 2 – колесный цилиндр заднего тормоза; 3 – болты крепления колесного цилиндра; 4 – тормозная трубка. Далее возьмите трещотку, удлинитель и головку на 12. Обратитесь к рисунку 11-1. Выкрутите болты под номером 3, а потом снимите колёсный цилиндр.
    Установка колёсного цилиндра заднего тормоза
    Металлической щёткой прочистите поверхности заднего тормоза. 
    Поставьте на тормозной щит колёсный цилиндр, потом при помощи трещотки, удлинителя, головки на 10 и моментного ключа прикрутите его болтами, соблюдая правильный момент, а именно, 7-11 Нм (0,7-1,1 кгс.м). 
    Теперь выньте заглушки из трубки и цилиндра, и с помощью трубочного ключа на 13 прикрутите штуцер к колёсному цилиндру. Моментным ключом проконтролируйте правильную затяжку – 14-20 Нм (1,4-2,0 кгс.м). 
    Поставьте на место стяжную пружину, для этого вам понадобятся специальные клещи. 
    Верните на место распорную планку. Как это делается, посмотрите в предыдущей статье. 
    Измерьте внешний диаметр колодок. Если нужно, скорректируйте положение колодок (см. выше).
    Поставьте на место тормозной барабан. 
    Проведите установку заднего колеса. 
    Прокачайте тормоза, а также, если нужно, сцепление.
    В заключение протестируйте работоспособность тормозной системы.
    Как и в отношении колодок передних тормозов, здесь имеется важное требование. Колодки на одной оси должны быть идентичны. Помните это при замене. Ставьте колодки одной фирмы, типа и марки.  
    Вам понадобится двухстоечный подъёмник. Например, электрогидравлический подъёмник типа П-3,2Г. Загоните на него автомобиль, поставьте автомобиль на ручной тормоз и отключите зажигание. 
    Демонтируйте задние колёса. 
    Опустите ручку стояночного тормоза и поднимите автомобиль с помощью подъёмника. 
    Согласно описанию в предыдущей статье, демонтируйте тормозные барабаны.
    Рассмотрите внимательно рисунок 10-1. Вам нужно снять пружины, показанные под номерами 1 и 5. Для этой операции необходимы специальные клещи. С их помощью снимите первым делом нижнюю пружину, а затем – верхнюю.

    Рисунок 10-1 – Замена тормозных колодок:
    1 – нижняя стяжная пружина; 2, 7 – тормозные колодки; 3 – скоба крепления направляющей колодки; 4 – распорная планка с механизмом автоматической регулировки зазора; 5 – верхняя стяжная пружина; 6 – тормозной цилиндр; 8 – рычаг ручного привода колодок; 9 – упор. Теперь возьмите плоскогубцы и снимите две скобы, показанные под номером 3. 
    Далее демонтируйте распорную планку, под номером 4. Она снимается вместе с механизмом, обеспечивающим автоматическую регулировку. 
    Отцепите тросик от рычага, обозначенного цифрой 8. Снимите колодки. Они показаны под номерами 2 и 7.  
    Установка колодок заднего тормоза
    Возьмите металлическую щётку и почистите все поверхности заднего тормоза. 
    Покройте резьбу на распорной планке Литолом-24.
    Поставьте на место тормозные колодки. 
    Верните на место стяжные пружины. Для их установки прекрасно подойдут специальные клещи, типа 76 41 30 22, производства фирмы «Stahlwille». 
    При помощи отвёртки и плоскогубцев, поставьте на место скобы, показанные на рисунке 10-1 под номером 3. 
    Теперь вам понадобятся клещи типа 67.7812- 710. С их помощью раздвиньте колодки, и поставьте на место распорную планку. Внешний диаметр колодок можно изменить, подкрутив немного гайку, показанную на рисунке 10-2 под номером 2. Измерьте диаметр штангенциркулем, он должен находиться в пределах 202,2-202,7 мм. 
    Все детали распорной планки не должны иметь видимых повреждений. От этого зависит работоспособность механизма автоматического регулирования.

    Рисунок 10-2 – Элементы заднего тормоза:
    1, 5 – колодки заднего тормоза; 2 – распорная планка с механизмом автоматической регулировки зазора; 3 – верхняя стяжная пружина; 4 – гайка регулировочная распорной планки. Поставьте на место тормозной барабан. 
    Поставьте на автомобиль колесо. 
    Чтобы привести тормоза в рабочее состояние, прокачайте их, нажав на педаль тормоза примерно 20 раз. Если после этого уровень тормозной жидкости в бачке окажется ниже нормы, вам нужно будет добавить в бачок недостающую жидкость.
    Проверьте работу ручного тормоза.
    Протестируйте работу всей тормозной системы.
    Поставьте автомобиль на электрогидравлический подъёмник, типа П-3,2Г, после чего задействуйте ручной тормоз и отключите зажигание. 
    Снимите одно из задних колёс. 
    Затем снимите автомобиль со стояночного тормоза. 
    Осторожно приподнимите автомобиль на подходящую для вас высоту. 
    При помощи монтажной лопатки и молотка снимите со ступицы колеса колпак.
    Теперь демонтируйте тормозной барабан. Для этого вам понадобится специальный инструмент, съемник 67.7823-9519. С помощью воротка, удлинителя и головки на 30, выкрутите гайку, показанную на рисунке 9-1 под номером 1. Снимите барабан.

    Рисунок -1 – Снятие тормозного барабана заднего тормоза:
    1 – гайка крепления тормозного барабана; 2 – тормозной барабан; 3 – ось ступицы заднего колеса. После снятия, тормозные барабаны нужно внимательно осмотреть. Если требуется расточить или заменить один из барабанов, точно так же следует сделать и с другим. Они должны быть одинаковыми. 
    Если вы поменяли барабаны, необходимо также поменять и колодки. 
    Барабан меряется штангенциркулем, диаметр измеряется изнутри, дважды, крест-накрест. Номинальный внутренний диаметр барабана – 203,2 мм, а максимальный – 204,45 мм. Превышение этого параметра означает немедленную замену барабана.
    Поверхность барабана не должна иметь видимых повреждений, царапин и рисок. Если позволяет диаметр, барабан можно расточить.  
    Установка тормозного барабана заднего тормоза
    Стальной щёткой вычистить с поверхности тормоза все загрязнения. 
    Измерьте внешний диаметр колодок, если нужно, откорректируйте его. Как это сделать, посмотрите в соответствующей статье. 
    Тормозной барабан поставьте на место, возьмите вороток, удлинитель, головку на 30 и моментный ключ. Прикрутите гайку, соблюдая момент 158-172 Нм (15,8-17,2 кгс.м). 
    Убедитесь в том, что механизм ручного тормоза работает правильно. В противном случае, произведите регулировку. Эта операция описана в одной из наших статей. 
    Поставьте на место колесо. 
    Прокачайте несколько раз педаль тормоза, после чего посмотрите, на каком уровне находится тормозная жидкость в бачке. Если уровень ниже нормы, вам нужно добавить жидкость в бачок. 
    После ремонта нужно обязательно протестировать, как работают тормоза.