• Управление коробкой передач


    Пашка

    Механическая коробка передач (МКП)

    Схема положений рычага переключения передач в механической коробке передач нанесена сверху на его рукоятке (рис. 4.1):

    • 1, 2, 3, 4, 5 – первая, вторая, третья, четвертая, пятая передачи.
    • R – передача заднего хода.
    • Нейтральное положение – между третьей и четвертой передачей. 

    Перед пуском двигателя убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

    upravlenie-korobkoy-peredach1.jpg.bdcc9f

    Рис. 4.1. Рычаг переключения механической коробки передач 

    Для включения передачи заднего хода отведите рычаг переключения передач из нейтрального положения вправо до упора и переместите его назад по ходу движения  автомобиля.

    Если включить передачу не удается, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, затем выжмите сцепление снова и повторите попытку включения передачи. Обращайте внимание на полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль сцепления следует отжимать до упора. Иначе возможно затруднение при переключении передач и повышение износа синхронизаторов. 

    ВНИМАНИЕ! Передачу заднего хода включайте только после полной остановки автомобиля. Включение задней передачи производится только на неподвижном автомобиле и не раньше, чем через три секунды после выжимания педали сцепления.

    Автоматизированная трансмиссия (АМТ)

    Автомобиль с АМТ не имеет педали сцепления, все процессы оперирования сцеплением автоматизированы. Все режимы трансмиссии обозначены буквами на селекторе и при выборе соответствующего режима дублируются на дисплее бортового компьютера в комбинации приборов.

    upravlenie-korobkoy-peredach2.jpg.c55b19

    Рис. 4.2. Селектор автоматизированной трансмиссии

    Селектор автоматизированной трансмиссии имеет две линии для переключения режимов работы (рис. 4.2). Одна линия для переключения из нейтрального положения N на задний ход R или автоматический режим движения D и другая линия для переключения на более высокую или низкую передачу в режиме ручного управления M: «+» – для включения повышенной передачи; «–» – для включения пониженной передачи. Две линии соединены для переключения между автоматическим режимом D и режимом ручного управления M. Режим ручного управления M может быть включен только из автоматического режима D. Режим заднего хода R можно включать только из нейтрального положения N. Переключение на более высокую «+» или низкую передачу «–» возможно только в режиме ручного управления M. Положения селектора N, R, D, M являются фиксированными, положения «+» и «–» нефиксированные.

    Пуск двигателя возможен только в нейтральном положении N и при нажатой педали тормоза.

    Это требование безопасности, и в любых других положениях селектора двигатель не запустится. При повороте ключа зажигания возможна задержка пуска двигателя 2–3 секунды, это связано с процедурой инициализации системы управления трансмиссией.

    Движение вперед

    Движение вперед возможно после перевода селектора в положение D или м при нажатой педали тормоза. При нажатии на педаль акселератора сцепление включается и автомобиль начинает движение. Режим м позволяет проводить комбинированное торможение автомобиля рабочим тормозом и двигателем последовательным переключением передач на низшие передачи. Режим D настроен на максимально комфортный стиль вождения, и задержки в переключении несколько более длительны, чем на режиме м. Режимы D и м обладают функцией резкого ускорения «kick-down».

    ВНИМАНИЕ! для обеспечения безопасности при управлении автомобилем с прицепом в сложных дорожных условиях (горные, грунтовые и заснеженные дороги либо дороги с поврежденным покрытием) масса автопоезда должна быть не более 1955 кг (при этом полная масса прицепа не более 450 кг). на автомобиле с АМТ рекомендуется перейти на режим M.

    При движении по дорогам со скользким покрытием в режиме D рекомендуется плавное управление педалью акселератора для исключения пробуксовки колес. При переключении селектора из положения D в положение R в движении система заблокирует включение передачи заднего хода. При этом индикатор символа режима R будет мигать, указывая водителю, что данное переключение невозможно. Для исключения случаев поломки трансмиссии система во всех случаях не позволит включить не соответствующую скорости передачу. В случае необходимости раскачивания автомобиля, например, при буксовании, возможно переключение режимов R–D и, наоборот, через N, но без задержки в N и без нажатия педали тормоза, при условии, что скорость не превышает 3 км/ч. При скорости выше 3 км/ч переключение селектора с D на R или с R на D только при нажатии на тормоз. Для успешного включения передачи заднего хода в ряде случаев необходимо выждать 8 секунд для успешной отработки системой функции обеспечения включения задней передачи. Выключать зажигание можно в любом положении селектора. При этом в положении N автомобиль может катиться и его можно буксировать, в других положениях селектора автомобиль останется на выбранном режиме (R – на задней передаче, D и M – на первой передаче), и сцепление замкнуто. В любом случае, независимо от уклона, необходимо обеспечить исключение самопроизвольного качения автомобиля стояночным тормозом. При разряженной аккумуляторной батарее возможен пуск двигателя буксировкой с помощью колес. Для этого требуется ускорить автомобиль на нейтральной передаче N до скорости выше 7 км/ч, только потом переключить селектор в положение D. Контроллер трансмиссии зарегистрирует скорость и активирует функцию пуска с колес.

    upravlenie-korobkoy-peredach3.jpg.bc4aad

    Рис. 4.3. дисплей бортового компьютера

    На дисплее бортового компьютера в комбинации приборов (рис. 4.3) отображается следующая информация, касающаяся функционирования автоматизированной трансмиссии:

    • 1 – автоматический режим;
    • 2 – сигнальная лампа нажатия на педаль тормоза;
    • 3 – индикация включенной передачи.

    Включенная передача (1, 2, 3, 4, 5, N, R) отображается на дисплее  в комбинации приборов. В автоматическом режиме на дисплее отображается а и включенная передача.

    Движение назад

    Для движения назад на неподвижном автомобиле нажмите на педаль тормоза и переведите селектор из нейтрального положения N в положение R. При нажатии на педаль акселератора сцепление включается и автомобиль начинает движение.

    ВНИМАНИЕ! При мигании на дисплее трёх горизонтальных полосок (вместо индикации включенной передачи), означающих тяжелый режим работы трансмиссии (сложные дорожные условия: глубокий снег, режим «раскачка» и т.п.), водитель должен изменить режим движения, вызывающий перегрев сцепления (остановиться или двигаться с постоянной скоростью – для исключения переключений передач). При постоянном горении полосок водитель должен как можно быстрее выехать из транспортного потока и остановиться для охлаждения сцепления. При работе трансмиссии в режиме моргающих полосок может появиться характерный запах сцепления, что не является неисправностью. После остывания сцепления запах пропадает.




    Обратная связь


    Комментариев нет