Админ

Администраторы
  • Публикаций

    36
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

5 Нейтрально

Информация о Админ

  • Звание
    Продвинутый пользователь
  1. @Васильевич, а ну это спам) Удалил ссылку и заблокировал пользователя.
  2. @Васильевич, в какой рекламе?
  3. Эти операции можно выполнять, не снимая рулевое колесо. Прежде всего не забудьте поставить автомобиль на стояночный тормоз. Чтобы получить доступ к винтам, которыми крепятся переключатели, нужно просто повернуть руль. Так вы сможете добраться до нужного переключателя сверху, через руль. Отключите зажигание. После этого выкрутите отвёрткой Torx Т20 винты кожухов, защищающих рулевую колонку. Применив лёгкое усилие, отсоедините оба кожуха. Обратите внимание на то, что при демонтаже переключателя стеклоочистителя нужно предварительно отсоединить от выключателя зажигания катушку транспондера. Рисунок 4-1 – Снятие подрулевых переключателей: 1 – переключатель указателей поворота и света фар; 2 – винты крепления переключателя указателей поворота и света фар; 3 – винты крепления переключателя режимов стеклоочистителя; 4 – переключатель режимов стеклоочистителя. На рисунке 4-1 показаны винты крепления обоих переключателей. Возьмите крестообразную отвёртку и выкрутите винты, под номерами 2 или 3, после чего можно вынуть эти переключатели из блока. Отсоединив от них провода, снимите переключатели. Порядок установки подрулевых переключателей Перед установкой подключите к переключателю провода, идущие от приборной панели. Вставьте переключатель в блок подрулевых переключателей и, с помощью крестообразной отвёртки, закрутите два винта. Если вы перед этим снимали с корпуса выключателя зажигания катушку транспондера, верните её на место. Поставьте на рулевую колонку оба кожуха и заверните два винта крепления отверткой Torx Т20. Теперь можно включать зажигание и протестировать работу блока подрулевых переключателей.
  4. Поставьте автомобиль на ручной тормоз. С помощью диагностического прибора блокируйте электронную систему управления подушки безопасности водителя. Далее вам нужно отключить зажигание, а также, при помощи ключа на 10, снять минусовой провод с аккумулятора. Теперь демонтируйте с руля модуль подушки безопасности. Сядьте за руль и поставьте колеса прямо. Пользуясь изложенными выше инструкциями, снимите рулевое колесо с вала. Рисунок 3-1 – Снятие кожухов рулевой колонки: 1 – верхний кожух рулевой колонки; 2 – нижний кожух рулевой колонки; 3 – винты крепления кожухов рулевой колонки. Для выполнения следующей операции вам понадобится отвёртка Torx Т20. С её помощью вам нужно открутить 2 винта, которые показаны на рисунке 3-1 под номером 3. Этими винтами крепятся кожуха рулевой колонки. После того, как вы открутили винты, эти кожуха держатся на месте при помощи фиксаторов. Применив небольшое усилие, снимите оба этих кожуха. Особое внимание нужно обратить на блок подрулевых переключателей. Дело в том, что при демонтаже блока можно легко сбить настройку вращающегося устройства блока. Чтобы этого избежать, зафиксируйте контактный диск, прилепив к вращающейся части липкую ленту. Возьмите отвёртку Torx Т20 и открутите винт, которым блок подрулевых переключателей крепится к рулевой колонке. Этот винт показан на рисунке 3-2 под номером 4. Далее вам нужно будет извлечь колодки с проводами, идущие к приборной панели, из разъёмов указателя поворота и переключателя фар (под номером 1), затем, из переключателя стеклоочистителя (под номером 7), а также, из вращающегося устройства (номер 5). Рисунок 3-2 – Снятие блока подрулевых переключателей: 1 – переключатель указателей поворота и света фар; 2 – блок подрулевых переключателей; 3 – винты крепления переключателя указателей поворота и света фар; 4 – винт крепления блока переключателей; 5 – устройство вращающееся; 6 – винты крепления переключателя режимов стеклоочистителя; 7 – переключатель режимов стеклоочистителя. После чего вам ничто не помешает демонтировать с рулевой колонки весь блок подрулевых переключателей (на рисунке – под номером 2), вместе с вращающимся устройством. Если возникла нужда в замене вышедших из строя устройств, имеющихся в блоке переключателей, действуйте следующим образом. Возьмите крестообразную отвёртку. Для снятия переключателя поворотников и фар, выкрутите 2 винта (на рисунке показаны под номером 3). Если нужно заменить переключатель режимов работы стеклоочистителя, открутите 2 винта, показанные под номером 6. Порядок установки блока подрулевых переключателей Ещё раз повторяем, при установке руля необходимо заменить болт, которым рулевое колесо крепится к валу. Старый болт использовать строго запрещается. При установке блока подрулевых переключателей можно по неопытности повредить вращающееся устройство. Чтобы этого избежать, перед установкой проследите за тем, чтобы передние колёса стояли прямо, а также, чтобы поворотный диск вращающегося устройства был в средней позиции. Если вам нужно установить новое устройство, взамен вышедшего из строя, обратите внимание, что его диск зафиксирован в среднем положении с помощью липкой ленты. Эта лента разорвётся при первом же повороте руля. Также проверьте, не заблокирован ли поворотный диск нового устройства. Такая блокировка иногда встречается на некоторых из моделей. Если это так, прежде чем устанавливать такое устройство, снимите блокировку. Остановимся подробнее на процессе регулировки вращающегося устройства, то есть дадим описание, как отцентрировать поворотный диск. Для этого выполните следующие операции: Аккуратно вращая диск, проверните его до упора влево. Теперь проверните его до упора вправо, при этом подсчитывая число полных оборотов. Разделив полученное число на два, поверните диск влево на это число оборотов. Так он встанет в среднее положение. После этого точно совместите имеющиеся на дисках отметки. Эту операцию вы можете выполнить либо перед установкой блока, либо после установки блока на рулевую колонку. В случае, если какие-либо из переключателей были предварительно сняты с блока, для их замены или ремонта, сделайте следующее. Возьмите крестообразную отвёртку. Поставьте на место в блок новый переключатель (указателя поворота и фар или стеклоочистителя), после чего закрепите его винтами. Поставьте блок подрулевых переключателей, вместе с вращающимся устройством на его место на рулевой колонке. Подключите к блоку все провода, постарайтесь их не перепутать. С помощью отвёртки Torx Т20 наживите крепящий блок переключателей винт. Затягивать его пока не нужно. Прежде вам нужно поставить на место оба кожуха, нижний и верхний. Закрутите два винта их крепления. Проверьте, соответствует ли позиция рычагов на блоке показаниям приборной панели. Если это не так, измените положение рычагов. После этого можно затянуть винт крепления блока к рулевой колонке. Процесс установки рулевого колеса подробно описан выше. Выполните эту операцию. Прикрепите к рулевому колесу подушку безопасности. Воспользовавшись ключом на 10, подключите минусовой провод к выводу аккумулятора. Применив диагностический прибор, снимите блокировку с электронной системы управления подушками безопасности. Убедитесь в том, что все подрулевые переключатели правильно работают. Также нужно протестировать вращающееся устройство. Сядьте за руль и проверните его до упора влево. Потом проверните руль вправо, также до упора. Поставьте руль в среднее положение. При этом на приборной панели не должны появляться какие-либо сообщения об ошибках или неисправностях.
  5. Прежде всего, вам нужно поставить автомобиль на ручной тормоз. Далее вам надо блокировать электронную систему подушек безопасности. Отключается она специальным диагностическим прибором. После этого отключите зажигание автомобиля. Возьмите ключ на 10, поднимите капот и снимите с минусового вывода аккумулятора провод «массы». Рисунок 2-1 – Снятие рулевого колеса: 1 – рулевое колесо; 2 – жгут проводов блока подрулевых переключателей; 3 – болт крепления рулевого колеса. Затем перейдите к рулю и демонтируйте подушку безопасности. Проследите за тем, чтобы колёса автомобиля стояли прямо. Если нужно, скорректируйте их положение рулём. Возьмите вороток, удлинитель и сменную насадку Torx Т50. С помощью этих инструментов вам нужно будет открутить болт, показанный под номером 3, на рисунке 2-1. Этим болтом рулевое колесо крепится на колонке. Снимите рулевое колесо. При выполнении этой операции вам нужно очень осторожно вытянуть сквозь отверстие в колесе провода, на рисунке – под номером 2. Эти провода идут от подушки безопасности к подрулевым переключателям. Порядок установки рулевого колеса Приготовьте новый болт для крепления рулевого колеса к валу. Старый болт повторно применять строго запрещается. Ещё раз проверьте положение, в котором находятся оба передних колеса. Они должны быть точно выровнены в направлении прямолинейного движения. Также посмотрите, как стоит контактный диск устройства подрулевых переключателей. Он должен стоять в среднем положении. Если это не так, вам нужно поставить его в это положение самостоятельно. Теперь возьмите в руки рулевое колесо и приладьте его на положенное место, на вал руля. При помощи воротка, удлинителя и насадки Torx Т50 закрутите на место новый болт. Моментным ключом добейтесь правильного момента затяжки этого болта, он должен быть равным 44 Нм (4,4 кгс.м). Не забудьте при этом аккуратно просунуть в отверстие на рулевом колесе провода, идущие от подрулевых переключателей, которые подключаются к подушке безопасности. Наконец, присоедините к рулевому колесу модуль подушки безопасности. Ключом на 10 закрепите на аккумуляторе минусовой провод. Включите зажигание. Диагностическим прибором снимите блокировку электронной системы подушки безопасности. Теперь вам нужно удостовериться в правильной установке блока подрулевых переключателей. Для этого вам надо выполнить ряд операций, а именно: Прокрутите руль влево, до упора. Прокрутите его в обратную сторону, вправо до упора. Установите руль прямо, в среднем положении. Проследите, чтобы на панели приборов не появилось сообщение об ошибке.
  6. В этой операции вам также будет нужен электрогидравлический подъёмник типа П3,2Г. Вам нужно поставить автомобиль на этот подъёмник, на всякий случай задействовать ручной тормоз. Выключив зажигание, снимите с аккумулятора провод «массы». Следующей вашей задачей будет демонтаж защитного экрана с картера двигателя. Теперь обратите внимание на рисунок 11-6. Под номером 1 тут показан болт, которым крепится к подрамнику задняя опора подвески мотора. Поставив на вороток головку на 18, открутите этот болт. Рисунок 11-6 – Снятие задней опоры подвески двигателя: 1 – болт крепления задней опоры подвески двигателя к подрамнику передней подвески; 2 – болт крепления задней опоры подвески двигателя к коробке передач; 3 – задняя опора подвески двигателя. Этой же головкой открутите ещё два болта, под номером 2. Этими болтами опора крепится к коробке скоростей. Теперь опору можно снять. Установка задней опоры подвески двигателя Делаем всё в обратном порядке. Вставьте на место опору и прикрутите её двумя болтами к КПП (болты показаны на рисунке 11-6 под номером 1). Используйте при этом моментный ключ. Рекомендуемый момент затяжки – 105 Н.м (10,5 кгс.м). Также закрутите болт под номером 1, которым опора крепится к подрамнику. Момент затяжки – тот же. Поставьте на место и закрепите защиту картера.
  7. Для того, чтобы было удобнее работать снизу автомобиля, вам понадобится подъёмник типа П3,2Г. Заведите ваш автомобиль на этот подъёмник, поставьте его на ручник. Отключите зажигание. Открыв капот, ослабьте болт на клемме минусового вывода аккумулятора и снимите с неё провод. Комплектация с двигателем H4М Вам нужно вывесить мотор с помощью траверсы. Рекомендуем использовать траверсу фирмы Ranger, модель RST-500 ES. Упоры траверсы установите в углубления для стока воды, как показано на рисунке 11-4. Крючок зацепите за проушину (под номером 2). Рисунок 11-4 – Установка траверсы для вывешивания двигателя: 1 – траверса для вывешивания двигателя; 2 – подъемная проушина. Вывесив мотор, выньте из зажимов две трубки, показанные на рисунке 11-5 под номерами 1 и 2. Рисунок 11-5 – Снятие правой опоры подвески двигателя К4М: 1 – трубка топливная; 2 – трубка системы улавливания паров бензина; 3 – болт крепления кронштейна правой опоры подвески к двигателю; 4 – болт крепления правой опоры подвески двигателя к кузову; 5 – правая опора подвески двигателя. Хорошо различимым маркером обведите контур правой опоры на кузове. Это сильно упростит предстоящую установку. Возьмите вороток, удлинитель и головку на 16. На рисунке 11-5 под номером 3 показаны болты, которыми крепится кронштейн опоры к мотору. Открутите эти болты. Осталось открутить ещё 2 болта, отмеченные цифрой 4. Вам понадобится головка на 16. Выкрутите болты и снимите опору. Установка правой опоры Вначале вам будет нужно выставить правую опору точно по ранее размеченному контуру. С помощью воротка, удлинителя и головки на 16, прикрутите опору болтами (под номерами 3 и 4 на рисунке 11-5). Используйте при затяжке болтов моментный ключ. Правильное усилие при затяжке болтов – 62 Нм (6,2 кгс.м). Вставьте в зажимы две трубки, показанные на рисунке 11-5 под номерами 1 и 2. Теперь можно отцепить мотор от траверсы и убрать её. Подключите минусовой провод к аккумулятору.
  8. Поставьте автомобиль на электрогидравлический подъёмник, типа П3,2Г. Включите стояночный тормоз и отключите зажигание. Отсоедините аккумулятор от проводов и снимите его с автомобиля. Открутите подставку, на которой стоял аккумулятор. Контроллер электронной системы управления двигателем также необходимо демонтировать. Приподнимите автомобиль. Снизу вам придётся отсоединить от картера двигателя защитный экран. Снова опустите автомобиль. На этом этапе вам понадобится специальное приспособление, траверса. Как она выгладит, и как её нужно установить, вы можете увидеть на рисунке 14-1. На этом рисунке изображена траверса, выпускаемая фирмой Ranger, точное наименование – RST-500 ES. Опоры траверсы вставляются в желобки для стока воды на передних крыльях. Крючок траверсы зацепите за предназначенную для подъёма двигателя проушину, которая расположена около маховика. Рисунок 11-1 – Установка траверсы для вывешивания двигателя: 1 – траверса для вывешивания двигателя; 2 – подъемная проушина. Возьмите маркер и обведите по контуру местоположение левой опоры мотора. Далее вам понадобятся вороток, удлинитель и головка на 13. Если на вашем автомобиле имеется система гидроусиления руля, к опоре подвески прикручена трубка, относящаяся к этой системе. Открутите удерживающий трубку болт. Взяв головку на 16, открутите гайку со шпильки, которой коробка передач прикреплена к подушке опоры. Эта гайка отмечена на рисунке 11-2 под номером 1. Шпильку, с которой вы открутили гайку, также нужно вывести из подушки. Шпилька показана под номером 5. Возможно, сделать это сразу не удастся. Тогда вам понадобится выколотка из бронзы или другого мягкого металла. Этой выколоткой осторожно выбейте шпильку из подушки. Теперь возьмите головку на 18. Открутите 2 гайки (под номером 4 на рисунке 11-2). Снимите подушку левой опоры. Теперь вам нужна головка на 13. Обратитесь к рисунку 11-3. Выкрутите сначала 4 болта, отмеченные цифрой 1. Снимите левую опору. Рисунок 11-2 – Отсоединение коробки передач от левой опоры подвески двигателя: 1 – гайка шпильки крепления коробки передач; 2 – подушка левой опоры подвески двигателя; 3 – коробка передач; 4 – гайка крепления подушки левой опоры подвески двигателя; 5 – шпилька крепления коробки передач. Наконец, вам осталось только открутить 3 болта (номер 3 на рисунке 11-3), которыми крепится кронштейн опоры к коробке скоростей. Снимите кронштейн (на рисунке – под номером 4). Вам понадобится головка на 16. Рисунок 11-3 – Снятие левой опоры подвески двигателя: 1 – болт крепления левой опоры подвески двигателя к кузову; 2 – левая опора подвески двигателя; 3 – болт крепления кронштейна левой опоры подвески двигателя к коробке передач; 4 – кронштейн левой опоры подвески двигателя. Установка левой опоры Сначала возьмите вороток, удлинитель и головку на 16. Вам нужно прикрутить к коробке скоростей кронштейн левой опоры (на рисунке 11-3 он показан под номером 4). Моментным ключом затяните болты с усилием 62 Нм (6,2 кгс.м). Поменяв головку воротка на 13, поставьте на место саму опору (под номером 1), и закрутите крепящие её болты. Момент затяжки должен составлять 21 Нм (2,1 кгс.м). Теперь поставьте на вороток головку на 18. На шпильки наденьте подушку опоры, как показано на рисунке 14-2. Вам понадобятся 2 новые гайки. Закрутите их с усилием 105 Нм (10,5 кгс.м). Возьмите головку на 16. На этом этапе заверните гайку на шпильку, под номером 1 на рисунке 14-2. Затяните её моментом 62 Нм (6,2 кгс.м). Осталось прикрепить к левой опоре трубку гидроусилителя руля. Конечно, если на вашем автомобиле установлено это устройство. Поставив на вороток головку на 13, закрепите трубку, закрутив болт. Моментным ключом добейтесь правильной затяжки, которая должна равняться 21 Нм (2,1 кгс.м). Теперь можно отцепить крючок траверсы от двигателя. Снимите траверсу с автомобиля. Подняв автомобиль, прикрутите на место защиту картера. Верните на положенное место контроллер электронной системы управления двигателем. Возьмите подставку аккумулятора и прикрутите её на место. Поставьте на подставку аккумулятор.
  9. Для удобства работы можно использовать электрогидравлический подъёмник типа П3,2Г. Заведите на него автомобиль, после чего поставьте автомобиль на ручной тормоз, выключите зажигание. Возьмите ключ на 10 и снимите минусовой провод с аккумулятора. Снизу двигателя нужно демонтировать защиту картера. Также необходимо отсоединить от передней части автомобиля бампер. Следуя предыдущим инструкциям, слейте всю охлаждающую жидкость. Следующим шагом будет промывка системы охлаждения водой. Закончив с этим, перейдите к радиатору. Во-первых, вам нужно демонтировать бачок, показанный на рисунке 10-4 под номером 1. Этот бачок относится к системе гидроусилителя руля. Снимать с этого бачка шланги не нужно, просто снимите его с кронштейна, и привяжите к чему-нибудь, чтобы он не мешал. Рисунок 10-4 – Отсоединение бачка насоса гидроусилителя рулевого управления: 1 – бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 2 – винт крепления; 3 – кронштейн крепления бачка насоса гидроусилителя рулевого управления. Далее вам понадобится отвёртка и насадка Torx Т30. Вам будет нужно выкрутить 2 винта (показаны на рисунке 10-4 под номером 2). Так вы сможете снять тот самый кронштейн (номер 3), на котором держался бачок. К радиатору подсоединены два шланга, подводящий и отводящий. Они закреплены на патрубках с помощью упругих хомутов. Снять хомуты проще всего при помощи приспособлений типа Mot. 1448. После того, как вы снимете хомуты, отсоедините от радиатора оба шланга. Комплектация с системой кондиционирования В этом варианте нужно выполнить несколько дополнительных операций. Возьмите отвёртку с насадкой Torx Т30. Открутите винты, которыми крепится воздухоотражатель (показан на рисунке 10-5 под номером 1), и снимите его. Рисунок 10-5 – Снятие воздухоотражателя: 1 – воздухоотражатель; 2 – винт крепления воздухоотражателя. Снимите с вентилятора жгут проводов и трубку кондиционера. Конденсор кондиционера (под номером 2 на рисунке 10-6) отсоедините от радиатора с помощью отвертки. Рисунок 10-6 – Отсоединение конденсора кондиционера от радиатора системы охлаждения двигателя: 1 – болт крепления кронштейна радиатора; 2 – конденсор кондиционера. Сам конденсор ни от чего отключать не надо, прицепите его к верхней части рамы. Все комплектации Демонтируйте вентилятор. Возьмите трещотку, удлинитель и головку на 10. Обратитесь к рисунку 10-7. Вам нужно открутить все болты, показанные на этом рисунке под номером 1. Теперь снимите с радиатора кронштейны (под номером 2). После этого выньте радиатор из креплений на переднем подрамнике (см. рисунок 10-8). Осторожно снимите радиатор с автомобиля. Рисунок 10-7 – Верхнее крепление радиатора системы охлаждения двигателя: 1 – болт крепления кронштейна радиатора; 2 – кронштейн крепления радиатора. Рисунок 10-8 – Нижнее крепление радиатора системы охлаждения двигателя: 1 – радиатор системы охлаждения двигателя; 2 – конденсор кондиционера; 3 – нижнее крепление радиатора. Процесс установки радиатора Вставьте радиатор в крепления на нижнем подрамнике. Поставьте на радиатор кронштейны, как показано на рисунке 10-7 под номером 2. Прикрутите эти кронштейны болтами. Для этого вам потребуются трещотка, удлинитель, головка на 10 и моментный ключ. Важно соблюсти правильный момент затяжки – 8 Нм (0,8 кгс.м). Присоедините к радиатору вентилятор. Наденьте на патрубки радиатора два шланга, отводящий и подводящий. При помощи специального приспособления Mot. 1448, поставьте на эти шланги упругие хомуты. Комплектация с системой кондиционирования воздуха Прежде всего вам нужно закрепить на радиаторе конденсор системы кондиционирования. При помощи отвёртки и насадки Torx Т30 поставьте на место воздухоотражатель, как показано на рисунке 13-5, под номером 1, и зафиксировать его держателями. Вставьте трубку гидроусилителя руля в зажим, который находится на вентиляторе. Точно так же прикрепите к вентилятору жгут проводов. Ещё один зажим на корпусе вентилятора предназначен для крепления трубки системы кондиционирования. Закрепите эту трубку на вентиляторе. Чтобы установить на место бачок гидроусилителя руля, нужно сначала присоединить к передней поперечине кронштейн для его крепления. Как это должно выглядеть, посмотрите на рисунок 13-4. Возьмите отвёртку и насадку Torx Т30. Прикрутите кронштейн двумя винтами. Теперь можно закрепить на этом кронштейне сам бачок. Все комплектации Используя изложенные выше инструкции, наполните систему охлаждения жидкостью. Поставьте на место защиту картера. Прикрутите к передней части автомобиля бампер. Перейдите к аккумулятору. Подключите к его «минусу» провод «массы», после чего зажмите клемму ключом на 10. В заключение, стравите из системы охлаждения воздух, как было описано выше.
  10. Надеть шланг радиатора (под номером 2 на рисунке 10-3) на патрубок. Рисунок 10-3 – Отсоединение отво-=дящего шланга радиатора системы охлаждения двигателя: 1 – хомут; 2 – шланг отводящий; 3 – радиатор системы охлаждения двигателя. С помощью специального приспособления (Mot. 1448 или Mot. 1202) закрепите отводящий шланг радиатора на патрубке упругим хомутом. Для выхода воздуха открутите пробку со штуцера, показанного на рисунке 10-2 под номером 3. Рисунок 10-2 – Расширительный бачок системы охлаждения двигателя: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 3 – штуцер системы охлаждения двигателя. Приготовьте охлаждающую жидкость. Она должна соответствовать требованиям инструкции. Заливать эту жидкость надо в расширительный бачок. Следите при заливке за штуцером, с которого вы сняли пробку. Когда из него потечёт жидкость, без пузырьков, закрутите пробку на штуцере. Закройте расширительный бачок крышкой. Перейдите к моторному отсеку, и подсоедините минусовой провод к аккумулятору. Гаечным ключом на 10 зажмите клемму. Теперь заведите мотор. Доведите обороты двигателя до 2500 об/мин, и подождите некоторое время. Вентилятор радиатора будет время от времени работать и отключаться. Достаточно будет подождать, пока вентилятор включится три раза. После чего можно приступить к осмотру системы охлаждения. Во-первых, убедитесь, что печка работает. Если она хорошо греет, заглушите мотор. Тщательно осмотрите все соединения в системе. Ищите подтёки жидкости. Их не должно быть. Снова откройте расширительный бачок и долейте туда жидкость. Её уровень должен соответствовать отметке «Maxi». Закройте бачок пробкой. Поставьте на место защиту картера.
  11. Система охлаждения очищается водой. Воду следует наливать в расширительный бачок. Вода будет литься в ёмкость снизу автомобиля. Следите за чистотой воды, вытекающей из шланга радиатора. Пока она не будет чистой, продолжайте заливать в бачок воду.
  12. Чтобы вам было легче выполнить эту операцию, нужно иметь в своём распоряжении двухстоечный подъёмник, типа П3,2Г. Заведите на него автомобиль, поставьте его на стояночный тормоз, выключите зажигание. Потом перейдите к капоту, поднимите его и, с помощью ключа на 10, ослабьте клемму «минус» на аккумуляторе. Снимите провод «массы». Далее вам нужно выкрутить пробку с расширительного бачка, которая отмечена на рисунке 10-2 под номером 1. Рисунок 10-2 – Расширительный бачок системы охлаждения двигателя: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 3 – штуцер системы охлаждения двигателя. Теперь поднимите автомобиль подъёмником и демонтируйте защиту с картера. Подыщите какую-то ёмкость, для того, чтобы слить в неё охлаждающую жидкость. Подставьте её под автомобиль. Посмотрите на рисунок 10-3. Ваша задача – снять со шланга радиатора (под номером 2) упругий хомут (номер 1). Сделать это непросто, для облегчения работы вам пригодится специальное приспособление, имеющее обозначение Mot. 1202. Можно применить и приспособление Mot. 1448. Рисунок 10-3 – Отсоединение отводящего шланга радиатора системы охлаждения двигателя: 1 – хомут; 2 – шланг отводящий; 3 – радиатор системы охлаждения двигателя. После снятия хомут, снимите и сам шланг. Слейте через него жидкость. Остатки охлаждающей жидкости можно удалить, направив поток воздуха из пневматического пистолета в горловину расширительного бачка.
  13. Автомобиль Лада Икс Рей оборудован системой охлаждения, в которой охлаждающая жидкость находится под давлением, эта система закрытого типа. На крышке расширительного бачка для сброса излишнего давления предусмотрен клапан. Также в эту систему входит радиатор печки, обогревающий салон автомобиля. Радиатор находится под приборной панелью. На рисунке 10-1 представлена общая схема системы охлаждения двигателя. Рисунок 10-1 – Схема системы охлаждения двигателя: 1 – двигатель; 2 – водяной насос; 3 – термостат; 4 – штуцер для удаления воздуха; 5 – радиатор отопителя; 6 – радиатор системы охлаждения двигателя; 7 –расширительный бачок.
  14. Система выхлопа служит для выпуска отработавших газов из двигателя. Они проходят через выпускной коллектор, после чего попадают в систему выпуска. Эта система показана в схематическом виде на рисунке 9-1. На нём изображены каталитическиий нейтрализатор (1), дополнительный глушитель (2) и основной глушитель (3). Все эти компоненты системы выпуска приварены один к другому, таким образом, составляют единое целое. Вся эта конструкция прикрепляется к корпусу автомобиля посредством двух подушек из резины. Несмотря на это, отдельные элементы системы можно заменить. Делается это путём разрезания труб, последующая установка выполняется соединением труб зажимными муфтами. Места, предназначенные для разрезания, показаны на рисунке 9-1 буквами А и Б. Труба, идущая от каталитического нейтрализатора к выпускному коллектору, имеет на конце фланец, и крепится на коллекторе при помощи болтов. Рисунок 9-1 – Система выпуска отработавших газов автомобиля с двигателем H4M: 1 – каталитический нейтрализатор; 2 –дополнительный глушитель; 3 – основной глушитель; А – зона резки; Б – зона резки. Процесс снятия Так как работы проводятся снизу автомобиля, вам будет нужен двухстоечный подъёмник, электрогидравлический подъёмник, например, П-3,2Г. Подгоните на него автомобиль, заглушите двигатель, поставьте автомобиль на ручной тормоз. Откройте капот, ключом на 10 ослабьте клемму «минус» на аккумуляторе и снимите провод «массы». Опустите капот. Демонтаж каталитического нейтрализатора Сначала нужно вынуть из разъёма идущие к нему провода. Разъём показан на рисунке 9-2 под номером 1. Рисунок 9-2 – Снятие диагностического датчика кислорода: – колодка диагностического датчика кислорода; – диагностический датчик кислорода. После этого нужно снять колодку датчика кислорода. Ключом на 22 открутите диагностический датчик кислорода, показанный на рисунке 9-2 под номером 2. Рисунок 9-3 – Соединительная муфта трубопровода системы выпуска отработавших газов: – соединительная муфта; – гайка стяжного болта. Если ремонт ранее уже проводился, на трубе будет установлена зажимная муфта, показанная на рисунке 9-3. Просто раскрутите гайку, при помощи трещоточного ключа, удлинителя и головки на 13. Ослабив зажим муфты, выньте трубу. Если же труба ещё не разрезана, найдите на ней метки, как показано на рисунке 9-4. Между метками А и Б отмерьте линейкой середину и маркером проведите линию для разрезания (В). Рисунок 9-4 – Разметка зоны резки трубопровода системы выпуска отработавших газов: 1 – трубопровод системы выпуска отработавших газов; А, Б – метки зоны резки; В – середина между метками А и Б (место выполнения реза трубопровода). Для того, чтобы резать трубу системы выпуска, рекомендуем использовать цепной труборез, типа 60 11 00 01, выпускаемый фирмой «Stahlwille», либо аналогичный (см. рисунок 9-5). Разрежьте трубу по нанесённой вами линии. Рисунок 9-5 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших газов: 1 – система выпуска отработавших газов; 2 – труборез. Разрезав трубу, возьмите трещоточный вороток, удлинитель и головку на 13. Открутите 2 болта, которыми крепится фланец каталитического нейтрализатора, и выньте пружины. После снятия нейтрализатора, выньте уплотнительное колечко. Его нужно будет обязательно поменять на новое. Оставшиеся после разрезания заусенцы на обоих концах трубы нужно сточить напильником. Если на трубе была соединительная муфта, повторно использовать её не рекомендуется. Замените её на новую. Демонтаж дополнительного глушителя При помощи подъёмника, поднимите автомобиль на нужную вам высоту. С помощью отвёртки, трещоточного воротка, удлинителя и головки на 13, ослабьте зажимные муфты на трубах системы выхлопа. Если трубы цельные, разметьте маркером будущие места разрезов, как показано на рисунке 9-4. Линия должна проходить ровно посередине между двумя метками. Рисунок 9-7 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших га-зов между каталитическим нейтрализатором и дополнительным глушителем: 1 – метки зоны резки. Используя цепной труборез фирмы «Stahlwille», выполните разрез трубы между дополнительным глушителем и каталитическим нейтрализатором, как на рисунке 9-6. Точно так же перережьте трубу, соединяющую основной и дополнительный глушители. Метки для разреза показаны на рисунке 9-7. Рисунок 9-7 – Резка трубопровода системы выпуска отработавших га-зов между основным и дополни-тельным глушителями: 1 – метки зоны резки. Конец трубы, идущий к основному глушителю, прикрепите к днищу автомобиля, либо прицепите его на крючок. Дополнительный глушитель держится на резиновой подвеске. С помощью отвёртки снимите кронштейн глушителя с подвески. Можно просто разрезать резиновую подушку ножом. Теперь снимите глушитель. Соединительные муфты, если они были, нужно будет заменить. Операции эти удобнее выполнять вдвоём. Возьмите напильник и снимите с концов труб все заусенцы, оставшиеся после резки. Демонтаж основного глушителя При помощи двухстоечного подъёмника, приподнимите свой автомобиль на подходящую вам высоту. При помощи отвёртки, трещотки, удлинителя и головки на 13, ослабьте зажим соединительной муфты на трубе системы выхлопа, если она имеется. Если труба цельная, разметьте маркером линию разреза, как показано на рисунке 9-4. Линия должна располагаться ровно посередине между имеющимися на трубе метками. Цепным труборезом, типа 60 11 00 01 фирмы «Stahlwille», выполните разрез трубы выхлопной системы, как показано на рисунке 9-7. Основной глушитель держится на корпусе автомобиля посредством резиновой подвески. Вам нужно снять кронштейн глушителя с подвески, резиновую подушку подвески вы можете просто отрезать ножом. Если труба была соединена муфтой, эта муфта не годится для повторного использования, её необходимо поменять на новую. После этого с помощью напильника снимите все заусенцы на трубе, которые остались после разрезания. Демонтаж всей системы выхлопа в сборе Посмотрите на рисунок 9-2. Вам нужно извлечь колодку с проводами (под номером 1) из разъёма. Далее снимите сам разъём. После этого возьмите кольцевой ключ на 22 и открутите диагностический датчик кислорода. Теперь вам понадобятся трещоточный вороток, удлинитель и головка на 13. Открутите 2 болта, которыми крепится к выпускному коллектору фланец трубы, идущей к каталитическому нейтрализатору. Снимите пружины. Для выполнения дальнейших операций вам будет нужна трансмиссионная гидравлическая стойка, например, такая, как СГ-1 «Гаро». Её опору нужно завести под балку задней подвески, как показано на рисунке 9-8, чтобы она упёрлась в опору. Рисунок 9-8 – Отсоединение амортизаторов от рычагов задней подвески: 1 – рычаги задней подвески; 2 – болт; 3 – амортизатор задней подвески. С помощью трещоточного воротка и головки на 21 выкрутите болты, которыми амортизаторы крепятся к рычагам подвески (под номером 2). Осторожно опустите рычаги, стараясь избежать натяжения шлангов от тормозов. Теперь выньте из резиновых подушек кронштейны выхлопной системы. Эти подушки можно разрезать. Снимите систему выхлопа, целиком. Это, конечно, легче сделать вместе с помощником. Старое уплотнительное кольцо, между фланцем и коллектором, нужно будет поменять на новое. Резиновые подушки, оставшиеся на кронштейне, тоже надо снять. Если они разрезаны, сильно повреждены или изношены, поменяйте их. Установка выхлопной системы в сборе Приготовьте в какой-либо ёмкости мыльный раствор. Кисточкой нанесите его на резиновые подушки и поставьте их на кронштейны. Поставьте на место новое уплотнительное колечко. Теперь вам нужно позвать помощника и, вместе с ним, завести кронштейны в резиновые подушки. Следующая операция – подсоединение нейтрализатора к выпускному коллектору. Вставьте пружинки, и прикрутите фланец двумя болтами. Вам понадобятся трещоточный вороток, удлинитель, головка на 13 и моментный ключ. Нужный момент затяжки болтов – 21 Нм (2,1 кгс.м). Используя трансмиссионную гидравлическую стойку типа СГ-1 «Гаро», как опору (см. рисунок 9-8), соедините амортизаторы с рычагами подвески. Болты, на рисунке 9-8 они показаны под номером 1, замените на новые. Затягивать их нужно трещоткой, головкой на 21, с применением моментного ключа. Рекомендуемый момент для затяжки этих болтов – 105 Нм (10,5 кгс.м). Теперь можно убрать опору гидравлической стойки. Поставить на место диагностический датчик кислорода (на рисунке 9-2 он показан под номером 2). Подключить провод «массы» к аккумулятору. Процесс установки основного глушителя Наденьте на трубу глушителя новую соединительную муфту. Кисточкой смажьте кронштейн глушителя мыльным раствором. Этот кронштейн нужно вставить в резиновую подушку подвески. Вам нужно соединить две части трубы, введя их в зажимную муфту. Их концы должны упереться в выступы внутри муфты. После этого, с помощью трещоточного воротка, удлинителя, головки на 13 и моментного ключа, затяните болт муфты. Мы советуем затянуть болт с моментом 25 Нм (2,5 кгс.м). Процесс установки дополнительного глушителя На обе трубы, выходящие из дополнительного глушителя, наденьте новые соединительные муфты. Приготовив мыльный раствор, обработайте им кронштейн глушителя. С помощью отвёртки, вставьте кронштейн в резиновую подушку на днище автомобиля. Добейтесь того, чтобы концы всех труб вошли в зажимные муфты до конца, то есть чтобы они упёрлись во внутренние выступы муфт. После чего закрутите гайки муфт. Для этого вам потребуются трещотка, удлинитель, головка на 13 и моментный ключ. Точное значение рекомендуемого момента затяжки гаек – 25 Нм (2,5 кгс.м). Процесс установки каталитического нейтрализатора Во фланец трубы вложите новое уплотнительное колечко. Приставьте нейтрализатор к кузову автомобиля на его место (см. рисунок 9-1). Вставьте пружины и закрутите 2 болта, которыми фланец трубы крепится к коллектору. Для этого вам пригодятся трещотка, удлинитель, головка на 13 и моментный ключ. Моментным ключом затяните болты с усилием 21 Нм (2,1 кгс.м). На трубу, отходящую от нейтрализатора к глушителю, нужно поставить новую соединительную муфту 1. Соединить два конца трубы муфтой, убедившись в том, что оба конца вошли в муфту до упора, на внутренней поверхности муфты имеются для этого специальные выступы. После чего возьмите трещотку, удлинитель и головку на 13. Затяните гайку на муфте. С помощью моментного ключа выдержите правильный момент – 25 Нм (2,5 кгс.м). Поставьте на место диагностический датчик кислорода. Его расположение показано на рисунке 9-2, под номером 2. После этого вам нужно вновь подключить минусовой провод к выводу аккумулятора.
  15. Для снятия адсорбера вам потребуется приподнять автомобиль. Воспользуйтесь для этого обычным двухстоечным подъёмником, например, таким, как П-3,2Г. Поставьте на него автомобиль и активируйте ручной тормоз. После чего отключите зажигание, возьмите ключ на 10 и снимите с минусового вывода аккумулятора провод «массы». Справа на переднем бампере имеется специальный щиток, для защиты от грязи. Его нужно демонтировать. Теперь обратимся к рисунку 8-34. На нём показано, где располагаются две трубки, под номерами 2 и 5, которые вам нужно снять со штуцеров адсорбера. Они удерживаются на пружинных зажимах, поэтому, чтобы их снять, просто нажмите на кнопки фиксаторов, и потяните. Рисунок 8-34 – Отсоединение трубок и колодки жгута проводов от адсорбера: – адсорбер; – трубка улавливания паров топлива; – трубка сапуна; – колодка жгута проводов к электромагнитному клапану продувки адсорбера; – трубка адсорбера. Под номером 3 показана также трубка сапуна, которую вам надо снять с адсорбера. Провода, идущие от электромагнитного клапана, подключены к адсорберу с помощью колодки 4. Выньте эту колодку из разъёма. После этого возьмите вороток, удлинитель и головку на 13. Используя эти инструменты, вам предстоит выкрутить 2 гайки (показаны на рисунке 8-35 под номером 1). Теперь адсорбер можно снять. Рисунок 8-35 – Снятие адсорбера: – гайки крепления адсорбера; – адсорбер. Установка адсорбера Этот процесс несложен. Поставьте адсорбер на его место. С помощью воротка, удлинителя и головки на 13 прикрутите адсорбер двумя гайками, как показано на рисунке 8-35. Следующий шаг – подключение колодки электромагнитного клапана. Как она подключается, видно на рисунке 8-34, колодка обозначена цифрой 4. Трубка сапуна на этом рисунке имеет обозначение 3. Её также нужно подсоединить к адсорберу. То же самое касается и трубок, под номерами 2 и 5. Наденьте их на штуцера. О том, что трубки правильно зафиксированы, вы поймёте, услышав щелчок зажима. Проверьте фиксацию. Поставьте на место защитный щиток переднего бампера. Возьмите ключ на 10 и подключите к аккумулятору «минусовой» провод.